с 10:00 до 22:00 без выходных
8 (925) 391-97-00 8 (925) 393-37-52
Онлайн консультация

Помощь психолога при снижении успеваемости у школьников

Родители достаточно часто сталкиваются с внезапным, как будто «снег на голову», снижением успеваемости своих детей, учащихся средних или старших классов.
Детский психолог в таких случаях слышит примерно одинаковые жалобы: «В последнее время стал приносить плохие отметки, часами сидит над уроками, тупо таращится в стену, ничем не интересуется». Когда имеется хоть какая-то причина, будь то переход в новый класс, конфликт с друзьями, развод родителей, рождение брата/сестры, первая влюбленность, увлечение компьютерными играми и тому подобные вещи, то можно предположить, что именно изменения в жизненной ситуации, стали главной причиной охлаждения интереса к учебному процессу. И после адаптации к новым условиям, все вернется на «круги своя».

А вот когда резкое снижение успеваемости происходит без объективных причин, детский психолог первым делом предполагает наличие скрытых проблем, уходящих корнями в достаточно далекое прошлое. Для прояснения ситуации иногда требуется кропотливый сбор информации. И хорошо, если родители не зацикливаются лишь на успеваемости ребенка, а согласны обсуждать общие проблемы, травматические события и способы воспитания, принятые в семейном кругу.

Когда ребенок становится самостоятельным?

В шесть месяцев дети могут сидеть, в год – ходить, примерно в полтора – разговаривать. Это знает каждый родитель. А вот в каком возрасте ребенок превращается в отдельную личность, самостоятельно принимающую решения и несущую за них ответственность – не понятно. Очень важно родителям почувствовать тот момент, когда пора передать ребенку бразды ответственности за свою собственную жизнь и все, что в ней происходит. Часто заботливые мама и папа, вплоть до 9-10 класса «сидят над душой», контролируют выполнение уроков и прибегают на помощь при малейших затруднениях. В результате, ребенок привыкает рассчитывать на других, не стремится прикладывать усилия, не чувствует радости от достижения самостоятельных результатов.

Стоит родителям ненадолго отвлечься, уехать в командировку, погрузиться в собственные проблемы, и достаточно взрослый, если верить свидетельству о рождении ребенок, превращается в беспомощного, растерянного малыша. Как следствие – резкое снижение успеваемости.

Если родители вновь «возьмутся за книжки», помчатся к учителям с просьбой дать еще один шанс, дополнительно позаниматься, войти в положение, ситуация, возможно и наладится. Но ребенок от такой заботы, вынесет для себя однозначный, абсолютно не полезный урок: родители всегда что-нибудь придумают, не позволят пропасть, разгребут любые проблемы.

Как помочь ребенку и не превратиться в цербера

Разумней всего, делегировать ребенку ответственность за свои поступки постепенно – из класса в класс, изо дня в день, из года в год. А чтобы самостоятельность не казалась мнимой, и ребенок старательно учился, ориентируясь на внутренние, а не внешние стимулы, необходимо действительно ослабить контроль. И это для большинства бабушек, мам и пап – самое сложное.

Что мешает родителям реально передать ребенку ответственность за свои поступки:

  • повышенная тревожность, стремление обезопасить детей от жизненных трудностей и опасных перемен путем постоянной опеки;
  • страх общественного осуждения;
  • желание родителя получать благодарность, всячески демонстрировать то, что он без остатка отдается процессу воспитанию;
  • желание хоть в ребенке реализовать свои мечты и потребности;
  • потребность в контроле, недоверие, приписывание ребенку ему порочных наклонностей, для избегания которых жизненно необходим тотальный контроль;
  • подсознательное стремление всегда держать свое чадо рядом (желательно всю жизнь).

Если нет проблем с физическим здоровьем, можно с уверенностью утверждать, что внезапное снижение успеваемости связано с накапливающимися проблемами в близком окружении ребенка. Работа детского психолога в таких случаях предусматривает разносторонний подход и последовательное сотрудничество с учеником и его родителями. Кроме того, подросткам целесообразно принимать участие в психологических тренингах и упражнениях, посвященных самоопределению, ответственности за свою жизнь, выбору профессии.

Специалисты нашего Центра помогут в решении всех вопросов, связанных со снижением школьной успеваемости, выявят причины происходящего, разработают схему для максимально быстрого и эффективного преодоления проблемы. Обращайтесь, будем рады помочь.

Наши специалисты

Антон Сорин
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Записаться на прием
Дмитрий Склизков
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы 35 лет.
Записаться на прием
Ольга Вячеславовна Баранова
Психотерапевт, групп-аналитик
Психоаналитический индивидуальный, семейный, групповой психотерапевт. Кандидат медицинских наук. Стаж работы 28 лет.
Записаться на прием
Екатерина Владимировна Гедевани
Психотерапевт, гипнотерапевт
Кандидат медицинских наук. Стаж работы более 10 лет.
Записаться на прием
Ольга Разволгина
Психолог-консультант, Семейный психолог
Дипломированный специалист в области психологического консультирования. Стаж работы 26 лет.
Записаться на прием
Смотреть всех специалистов

Похожие статьи

Блог
«Я толстая. Я урод». Что делать, если подросток ненавидит свое тело
16 Ноя 2025
15
Блог
Скука как ресурс развития ребёнка: почему не надо спасать ребенка от скуки 
16 Ноя 2025
20
Блог
Ребёнок боится смерти: это нормальный этап или повод для тревоги
16 Ноя 2025
16
Блог
Онлайн-терапия или офлайн: как понять, что подойдет именно вам и вашему ребёнку
16 Ноя 2025
17

Контакты

Адрес
г. Москва, ул. Большая Полянка, д.26, стр.1
Метро
Метро Полянка
График работы
с 10:00 до 22:00
Без выходных и перерывов
Оставьте заявку и мы запишем вас на консультацию

    или свяжитесь с нами по телефону
    8 (925) 391-97-00