Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ваш «Квартет».
Сегодня все чаще встречаются взрослые люди с детской психикой. Инфантилизм – признак того, что процесс сепарации не был завершен правильным образом. Человек созрел физически, но не эмоционально. В результате наблюдаются проблемы во всех сферах жизни – интимных отношениях, профессиональной реализации, отношениях с детьми, супругами, родителями. Выход один – взять ответственность за все происходящее в своей жизни в собственные руки, завершить естественный процесс взросления, каким бы пугающим он не казался. Чтобы сепарация произошла максимально мягко и безболезненно для всех членов семьи, наши современники часто обращаются к подростковому психологу.
В специальной литературе термин «сепарация» подразумевает личностное отъединение ребенка от родителей, с целью приобретения большей самостоятельности, независимости, автономности. Несмотря на то, что процесс сепарации является естественным и необходимым, семьи часто сталкиваются с многочисленными, трудноразрешимыми проблемами.
Казалось бы, естественный ход событий – развиваясь от неразумного, полностью зависимого от матери младенца, человек превращается в зрелую, отдельную личность. Почему же вместо радости и понимания, многие семьи погружаются в пучину бесконечного выяснения отношений и непримиримого противостояния поколений?
Причин тому несколько, во-первых, людям свойственно с опаской относиться к любым жизненным изменениям. Во-вторых, процесс сепарации часто осложняется субъективными факторами:
Сам процесс сепарации начинается с первых дней жизни и заканчивается для каждого человека в разное время. У кого-то в 18 лет, у кого-то в 25, 30, 40, а у некоторых остается незавершенным до конца жизни.
Специалисты выделяют несколько этапов сепарации. В момент рождения ребенок физически отделяется от матери, организм начинает функционировать автономно. К году, ребенок пытается расширить границы дозволенного. К трем годам появляются самостоятельные желания и интересы, в этом возрасте ребенок уже может какое-то время провести без родителей, хотя, несомненно, все еще сильно нуждается в материнской поддержке.
Семью, в которой имеется ребенок пубертатного возраста, ожидает очередной виток процесса отделения. У подростка появляются собственные ценности и интересы, зачастую резко контрастирующие с родительскими.
Завершающий этап сепарации – фаза «покидания отчего гнезда» (для ребенка) и «синдромом пустого гнезда» (для родительской семьи). Сепарация с родителями считается успешно завершенной, когда ребенок начинает вести самостоятельную жизнь и не находится ни в финансовой, ни в моральной зависимости от родителей. Данный этап выводит родительско-детские взаимоотношения на новый уровень, где отношения, в идеале, строятся по принципу равноправия, взаимоуважения, любви и поддержки.
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы 35 лет.
Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.