Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ваш «Квартет».
Самоповреждающее поведение (селф-харм, от англ. self-harm) — это широко распространенное и актуальное явление среди подростков в настоящее время. В последние годы отмечается значительное нарастание качественного и количественного компонента самоповреждений, что все чаще может приводить к необратимым последствиям, негативно влияющим на физическое здоровье и психологическое благополучие подростков.
Подростковый возраст как кризисный период развития сам по себе является фактором риска самоповреждающего поведения. Нередко противоречивые, аффективно заряженные, формирующиеся представления подростка о себе, своей личности, могут достичь такой интенсивности и конфликтности, что приводят подростка к «отрицанию себя». В этот период становления идентичности подростки в некоторых случаях могут оценивать себя негативно, как способных вызвать к себе со стороны окружающих исключительно негативные чувства. Эта характерное для подросткового возраста ощущение внутреннего конфликта становится почвой для аутодеструктивных (направленных на себя) потребностей, в частности, атаковать себя, навредить себе. И здесь самоповреждения становятся своего рода наказанием себя. С другой стороны, самоповреждения выступают своеобразной формой коммуникации, способом рассказать о своем психическом состоянии и внутреннем мире, выразив свою боль, поделиться ей с окружающими. Для современных подростков характерно, с одной стороны, раннее взросление, с ранним началом полового созревания и большими возможностями получить разного рода информацию с помощью социальных сетей и виртуальных коммуникаций. С другой стороны, подростковый возраст для многих может затянуться, так как многие молодые люди дольше остаются в родительском доме из-за различных внешних и внутренних факторов.
Именно поэтому важно знать и уметь определять признаки данного поведения, виды, возможные причины. Это может помочь родителям лучше понимать процессы, которые происходят с их ребенком, педагогам, которые проводят значительное количество времени с подростками, самим подросткам, которые могут заметить проявления данного поведения у сверстников и вовремя обратить внимание взрослых на происходящие процессы.
По способу осуществления самоповреждений можно выделить следующие виды:
Инструментальные самоповреждения:
Соматические самоповреждения:
В качестве основных признаков самоповреждающего поведения определяют:
1) преднамеренный (осознанный) характер;
2) отсутствие суицидальных намерений;
3) самостоятельное причинение себе повреждений;
4) элемент физического насилия;
5) привычный характер.
В рамках основных категорий самоповреждающего поведения выделяют:
В некоторых случаях (особенно при сильных и глубоких самопоповреждениях) самоповреждающее поведение может иметь психиатрическую природу возникновения (например, быть частью депрессивного эпизода, тревожного расстройства, пограничного типа эмоционально неустойчивого расстройства личности, детского аутизма, стереотипных двигательных расстройств и т.д.). Именно поэтому при наличии у подростка признаков и следов самоповреждающего поведения важно предпринять следующие шаги:
— Если вы заметили у своего ребенка следы самоповреждающего поведения (к примеру, порезы на руках и ногах), для начала необходимо организовать конструктивную беседу. Она должна проходить без давления, угроз и ярких эмоциональных реакций со стороны родителя в целом. Игнорировать происходящее также не рекомендуется, так как часто самоповреждающее поведение подростков является призывом о помощи.
— Дайте возможность ребенку рассказать о своих чувствах. Даже если он в своем рассказе ссылается на названия различных диагнозов, а вам кажется это несерьезным, старайтесь не использовать в своей речи высказывания, например: «Что ты опять себе выдумываешь…..это просто у вас мода такая….нет у тебя никаких расстройств…..тебе жить надоело?». Таким образом, можно совершенно ненамеренно повлиять на то, что ребенок вероятнее всего ощутит, что его чувства не воспринимают всерьез, что ими не нужно ни с кем делиться, что может только усилить и усугубить качественный и количественный компонент самоповреждающего поведения.
— Если ребенок не хочет ничего рассказывать, также не нужно заставлять. Можно подчеркнуть, что вы видите и понимаете, что с вашим ребенком происходит что-то, с чем ему очень трудно справиться, и вы очень хотите помочь и поддержать его.
— С проблемой самоповреждающего поведения подростков можно обратиться к детскому и подростковому психологу и детскому врачу-психиатру. Врач поможет исключить или подтвердить вероятность причастности самоповреждений к какому-либо психическому заболеванию или расстройству, при необходимости назначит медикаментозное лечение. Если же после диагностики окажется, что данная проблема является преимущественно психологической (основана на наличии проблем в рамках эмоциональной сферы, межличностных отношений и т.д.), в таком случае необходимо обратиться к психологу. Работа с детским и подростковым психологом может помочь подростку научиться конструктивно выражать эмоции и говорить о своих чувствах.
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы 35 лет.
Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.