Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ваш «Квартет».
Нежелание учить уроки, бесконечные откладывания «на потом», слезы, хитроумные уловки и отговорки не возникают у школьников с первых дней учебы «на ровном месте». Тем не менее, уже в начальных классах многие родители замечают у детей полное отсутствие интереса к выполнению школьных заданий. Что обычно приводит к множеству конфликтных ситуаций. Под воздействием страха очередной неудачи, отрицательное отношение к учебе формируется очень быстро. Детский психолог подчеркивает: реакции младших школьников просты, предсказуемы и понятны, но чем старше ученик, тем более изощренными становятся варианты его «защиты».
Самый лучший способ избежать скандалов при подготовке домашних заданий – приложить все усилия для формирования изначальной положительной окраски этого процесса. Для чего, безусловно, потребуется терпение и помощь родителей.
Наиболее удачное время, чтобы «засесть за уроки» – с 15 до 17 часов. Школьник пообедал, отдохнул и вполне уже может уделить часок-другой выполнению «домашки». Начинать нужно с простого, доставляющего удовольствие предмета. Таким образом, ребенок быстрее включится в работу, поверит в свои силы и получит положительные эмоции от процесса.
Первоклассники могут работать без отдыха примерно 10 минут. Затем рекомендуется встать, пройтись, сделать несколько упражнений для снятия напряжений глаз, рук, шеи. Маленькие дети азартны. Поэтому за быстрое и правильное выполнение заданий им можно предлагать нехитрые призы – наклейки, печенье, марки или даже нарисованные мамой картинки. Игровой подход и радостные эмоции отлично мотивируют.
Ребята постарше способны не отвлекаться примерно полчаса. Но время эффективной работы зависит от эмоционального и физического состояния ребенка. Дети любого возраста не очень усидчивы, это нормально. Работа по принципу «будешь сидеть, пока не выучишь все уроки» создает дополнительное напряжение и плохо сказывается на настроении.
Не нужно стоять за спиной и контролировать каждое движение ученика. Всем своим видом показывайте уверенность в том, что ребенок справится, вы в нем ни капельки не сомневаетесь, а если возникнут сложности – непременно поможете.
Дайте понять, что вы готовы прийти на помощь в любой момент. Если какая-то тема урока непонятна, спокойно объясните, без раздражения и нетерпения. Не понял с первого раза, объясняйте второй, третий, четвертый. Не сравнивайте ребенка с более сообразительными одноклассниками, друзьями, братьями-сестрами. Все сделать без ошибок и помарок, ничего не упустить, не забыть, не потерять сложно даже для взрослого, не говоря о детях.
Умение выделять приоритеты, планировать время, распределять нагрузку не приходит само по себе. Этому должны научить мудрые и заботливые родители. И тогда ребенку будет легко и приятно получать знания и в школе, и в университете, и в дальнейшей, взрослой жизни.
Наши специалисты имеют огромный практический опыт работы с родителями и школьниками всех возрастов. Обращайтесь, будем рады помочь!
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы 35 лет.
Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.