Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ваш «Квартет».
Исследованию детско-родительских отношений придаётся большое значение в психологии. Ведь все мы родом из детства, и родители – это люди, играющие без преувеличения ключевую роль в жизни человека в плане становления личности, начиная с младенческого возраста. Одним из главных феноменов этих отношений является сепарация от родителей, как завершающая стадия и как конечная цель воспитания. Завершённая сепарация рассматривается как основа для достижения психологической зрелости, социальной состоятельности, формирования собственной индивидуальности, и в конечном итоге, говоря по-простому, это основа благополучия.
Незавершённость сепарационных процессов часто является первопричиной различного рода проблем, возникающих в личной и социальной жизни человека. Будучи не столь очевидной на первый взгляд, эта незавершённость не сразу может оказаться в фокусе внимания, а оказавшись – требует долгой проработки в рамках семейного и индивидуального психологического консультирования.
Вопреки распространённому мнению о том, что для сепарации достаточно достижения финансовой и жилищной независимости от родителей, а также создания собственной семьи и рождения собственных детей – данные показатели не всегда свидетельствуют о завершённости сепарационных процессов. Даже у людей, которые, на первый взгляд, смогли устроить свою жизнь, встречаются проблемы, являющиеся признаками сепарации незавершённой: недовольство своей трудовой деятельностью, неспособность чувствовать себя уверенно и раскрепощенно в социуме, сложные и нестабильные отношения с противоположным полом или несчастливый брак, вмешательство родителей во взаимоотношения с партнером, в воспитание детей, в устройство быта. Такой человек может не осознавать своих истинных потребностей, быть подверженным деструктивному психологическому воздействию третьих лиц, испытывать страх поглощения, отвержения, наказания и прочие негативные переживания при построении близких отношений. Вопрос о необходимости сепарации остается актуальным даже в случае, если человек рос без родителей – поскольку образ родительских фигур присутствует в сознании в любом случае, а в жизни их всегда кто-то так или иначе заменял.
Не завершив сепарацию, человек может повторять родительские сценарии жизни, причём даже в том случае, если усиленно стремится их не повторить. Иногда это называют «родовым сценарием», «злым роком», «судьбой» – мало кто задумывается при этом, что без навыка критического осмысления происходящего психика вместо поиска новых путей будет ожидаемо повторять уже известный ей готовый сценарий, даже если он деструктивен по сути.
Признаком незавершённой сепарации также является поиск фигур, совершенно непохожих на родителей, чтобы через них восполнить отсутствие «недополученного» в родительской семье, либо, наоборот – поиск похожей на родителей фигуры, даже если это были деструктивные родители – чтобы повторно прожить неудачный опыт и постараться изменить его последствия. Это может быть поиск авторитетной фигуры, на которую можно было бы переложить ответственность за решение своих проблем и принятие важных решений, а также получать одобрение собственных действий – ею может становиться супруг, начальник, друг, религиозные институты и лидеры и даже собственные дети.
В настоящее время много говорится о феномене психологических границ. Установить их – означает определить рамки отношений и различий между собой и другими. Человеку, не завершившему сепарацию, бывает сложно отличать эмоции и мнения других людей от своих собственных, ему сложно отказывать другим, у него страдает самооценка, он не может отстаивать своё мнение, боясь осуждения и соглашаясь с чужими мнениями вместо формирования своего.
Сепарация – это основа благополучия, и наверное в каком-то смысле, счастья. Каждый понимает счастье по-своему. Гениальный Пушкин писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Похожие категории составляющих счастья представлены в том числе и в классической модели сепарации, которая используется в психологических исследованиях и включает в себя четыре элемента независимости от каждого из родителей. Если первые три из них (эмоциональную, функциональную и когнитивную независимость) можно условно отнести к «воле» и свободе, то конфликтологическая независимость – это про «покой» (отсутствие по отношению к родителям негативных переживаний вины, гнева, тревоги, недоверия). Таким образом, способность управлять жизнью на основе собственных решений (функциональная независимость), наличие собственных независимых суждений, моделей поведения и взглядов на жизнь (когнитивная независимость), а также отсутствие потребности в эмоциональной поддержке и одобрении (эмоциональная независимость) – оказываются хоть и необходимыми, но недостаточными условиями для жизненного благополучия.
Часто на консультациях у психолога взрослые люди обнаруживают негативные чувства по отношению к родителям, которые они либо не замечали ранее, либо старались не замечать, подавляя или игнорируя их, отмечают сложности в их легализации и предъявлении. Многие живут с этими чувствами десятилетиями, считая их чем-то пускай и неприятным, но всё-таки второстепенным, отделенным от основной «взрослой» жизни, не сильно влияющим на нее. Между тем, успешная психологическая сепарация не подразумевает разрыва отношений и духовного охлаждения между родителями и повзрослевшими детьми, а напротив, должна знаменоваться переходом взаимоотношений на качественно иной уровень, основанный на принципах равенства, уважения и любви. Вот почему с подобными переживаниями крайне важно работать, не игнорируя и не считая их чем-то неважным.
Автор материала — Сергей Герасько
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы 35 лет.
Каждый из нас воспринимает себя и других, объекты живого и неживого мира – совершенно по-разному. Всё то, чему мы привыкли приписывать какие-то свойства посредством речевых
Подробнее...Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.