Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ваш «Квартет».
Моббинг – травля одного человека целым коллективом, существовал всегда. Однако в современном мире это явление приняло новые очертания. Детские психологи считают, что издевательства, начатые в школьных стенах и продолженные в виртуальной сфере, соцсетях, могут нанести ребенку очень серьезные психологические травмы, которые негативно скажутся и на самооценке, и на умении построения социальных взаимоотношений в дальнейшей жизни.
Чаще всего в изгои попадают дети, отличающиеся от остальных, не умеющие поддерживать гибкие отношения, плохо понимающие нюансы ситуаций и эмоции окружающих. Неспособность человека быстро адаптироваться к среде, притягивает агрессию нетолерантных сверстников. Ситуация аналогична отношениям в звериной стае, где особи, имеющие физические отличия, отторгаются и безжалостно изгоняются.
Если ребенок начал приходить из школы в плохом настроении, стал замкнутым, придумывает причины не ходить в школу, родителям надо насторожиться. Возможно, причина именно в моббинге – травле, психологическом давлении и откровенных издевательствах одноклассников. Самостоятельно справиться с такими обстоятельствами школьнику не под силу. Любые его действия вызовут новую волну издевательств. Просишь помощи у взрослых – слабак, всеми силами избегаешь мучителей – трус, ищешь контакт с отвергающим тебя коллективом – подхалим. Ничего не предпринимаешь – до самого выпускного бала твой стандартный учебный день будет состоять из череды жестоких высмеиваний и унижений. Вынести такое сложно даже взрослому.
Многие учителя сконцентрированы на преподавании своего предмета и считают, что влиять на атмосферу в классе не является их компетенцией. Бывает даже, что преподаватель сам провоцирует травлю, чтобы упростить процесс управления детским коллективом.
Поэтому чаще всего спасение ребенка – именно родительская задача. Первым делом обозначьте учителю свое аргументированное видение ситуации и заявите об однозначной недопустимости моббинга в стенах школы. Не требуйте от учителя умения моментально справляться с проблемой, но будьте настойчивы в своем желании создать благоприятную, дружественную атмосферу в классе. Напишите официальное обращение к директору школы. После получения зарегистрированного во входящих письма, руководитель обязан ответить на него в течение 10 дней. Затем ему придется отчитаться о принятых мерах в вышестоящих инстанциях.
Учтите, что каждый школьный день – это очередное испытание и новая душевная травма для вашего ребенка. Чтобы быстрее преодолеть проблему, необходимо подключить к ее решению как можно больше людей. Внимательно следите за эмоциональным состоянием ребенка, иногда перевод в другую школу является самым быстрым вариантом нормализации обстановки. Конечно, борьба за сохранение чести и достоинства – полезный жизненный опыт, но только в тех случаях, когда ребенок не сломлен и ощущает в себе силы и желание доказать сверстникам свою состоятельность.
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы 35 лет.
Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.