Статья для журнала «Счастливые родители»
Трудно представить жизнь современного ребенка без взаимодействия с различными техническими средствами: игровыми приставками, планшетами, смартфонами, телевизором и компьютером. Для того чтобы это взаимодействие не причинило вреда психическому и физическому здоровью ребенка, родители могут пользоваться простыми правилами:
- Взаимодействие с такими устройствами до 3 лет может причинить вред, прежде всего, зрению ребенка, это связано с функциональными и физиологическими особенностями его развития в этом возрасте. Поэтому взаимодействие с техническими устройствами в этом возрасте должно быть строго ограничено. Да и вообще до школьного возраста не стоит злоупотреблять общением с гаджетами, телевизором и компьютером. Кроме того, долгое сохранение неподвижной позы тела при просмотре мультфильма или игре в телефон негативно сказывается на развитии двигательных умений и формировании мозговых структур. Навыки, необходимые для эффективного освоения компьютерной техники, могут быть приобретены ребенком в школьном возрасте, а время для формирования двигательных и познавательных функции, основной период развития которых приходится на дошкольный возраст, может быть упущено.
- При этом не стоит совсем лишать ребенка технических плодов прогресса, так как это является частью современной культуры. Однако чем более разнообразен досуг ребенка, тем меньшую часть его жизни будут занимать гаджеты. Родителям важно преодолеть свою лень и активно взаимодействовать с ребенком, например, читать вместе с ним книги, гулять, играть в ролевые и подвижные игры. Наиболее продуктивным для всестороннего развития ребенка является включение в максимально разнообразные формы активности.
- Родителям важно понимать и контролировать, какое содержание усваивает их ребенок, взаимодействуя с гаджетами, интернетом и телевизором.
- Однако не стоит забывать, что гаджеты, компьютер, телевизор и прочие технические новшества, являются неотъемлемой частью современной детской культуры, и лишая ребенка возможности взаимодействия с ними мы во многом препятствуем его социализации, выключаем ребенка из активного общения со сверстниками. Если же ребенок предпочитает взаимодействие с гаджетами реальным людям, его проблема, скорее всего, лежит в несколько другой плоскости (в сфере детско-родительских и межличностных отношений).
Сорин Антон – кандидат психологических наук, генеральный директор Психологического центра «Квартет», практикующий детский психолог.
Сорина Анастасия – практикующий детский психолог, специалист в области нейропсихологии.