Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ваш «Квартет».
ЕГЭ — это, безусловно, важный период в жизни каждого школьника. Важный, потому что они сдают экзамены, по итогам которых поступают в ВУЗы и другие учебные заведения. Но, помимо этого, еще происходит очень значимый этап в жизни, так как они заканчивают школу. Это расставание со школьной жизнью, со значимыми людьми и событиями. И, конечно, это путь во взрослую, более свободную, ответственную жизнь. Всё в совокупности— это очень сложно с психологической точки зрения. У подростков возникает много разных эмоций: это и страх, волнения, стресс (потому что впереди экзамены), положительные радостные эмоции (потому что впереди лето: прогулки с друзьями, поездки), а также, предвкушение радости, связанное с предстоящим выпускным. В этот момент жизни, очень важно, чтобы была какая-то точка, завершение определенного периода в жизни, чтобы перейти на новый возрастной этап, и новый этап жизни. Все эти бурные эмоции достаточно сильно влияют на способность делать «что-то»: решать задачи в большом количестве, которые нужно решить.
У многих возникает вопрос: есть ли жизнь после ЕГЭ? И она, безусловно, есть. Это очень важно понимать и транслировать детям, ученикам. ЕГЭ, безусловно, очень важно, но это маленькая переходная точка в жизни, которых будет ещё достаточно много. Нужно подготовить ребёнка и поддержать его в этом плане.
Если опустить эмоциональный компонент, то необходимо понять, насколько сам ребёнок готов к тому, чтобы сдать экзамен. И здесь очень важно отличать уровень какой-то, более-менее, объективной подготовки и эмоциональный акцент, который дают сами подростки и их родители, репетиторы и учителя знаниям и умениям. Если подросток занимался, учил, решал все задачи, которые могут ему попадутся, то с самим экзаменом всё, объективно, должно быть хорошо. Необходимо, в данном случае, направить все свои силы и ресурсы, чтобы, наоборот, немного расслабиться и снизить то сильное напряжение, которое присутствует. Для того, чтобы эмоциональный фон, возникающий во время экзамена или перед ним, не мешал сосредоточиться, важно достаточное количество времени посвятить отдыху. Подготовка к экзаменам не должна быть исключительно «подготовкой». Обязательно нужно разбавлять подготовку отдыхом. Можно готовиться к экзаменам, параллельно ходить гулять, дышать свежим воздухом, общаться с друзьями, знакомыми, приятелями, заниматься хобби. Главное соблюдать баланс. Можно составить определенный график, где расписать время занятий по подготовке к экзаменам и время на отдых, хобби, увлечения. Жизнь продолжается и это самая важная идея. Этот период всего лишь часть жизни.
Родителям необходимо понимать, что в данный период ребенку необходима поддержка и помощь. Рекомендации взрослых помогут структурировать и оптимизировать этап подготовки к экзаменам. Нужно говорить подросткам о том, что необходимо вводить себе какие-то правила занятий. Ребёнок может сам их выбирать, задавать планку. Не обязательно заниматься каждый день по 5 часов. Главное, чтобы это было результативно. И очень важно, чтобы он понял, что не стоит учить всё в последний день. Кратковременная память у всех работает по-разному, её способности раскрываются индивидуально. Если есть багаж знаний и отсутствие определённого уровня тревожности, то все эти знания смогут нормально себя проявить при сдаче.
В столь непростой период для школьника, не стоит забывать о физиологических потребностях организма. Подростку очень важно хорошо высыпаться и нормально питаться. Потому, что если ребёнок не спит, то странно пытаться помочь ему справиться с тревогой, так как недостаток сна будет на это влиять. А полноценное правильное питание, витамины, как известно, очень важны при большой эмоциональной и физической нагрузке для подрастающего организма.
Родителям не стоит забывать, что от них, и их психологического и эмоционального состояния зависит многое в этот непростой период. Важно понимать, чем больше тревоги у родителей, тем больше тревоги у детей. Подростки, это люди, которые с одной стороны, уже одной ногой находятся во взрослой жизни, но, с другой стороны, все ещё зависят от родителей, в том числе и эмоционально. Способность родителя справляться со своей тревогой играет одну из главных ролей в этот непростой для подростка момент. Важно осознавать, что отношение родителей к ЕГЭ транслируется ребенку. Если для одних родителей это просто переходный этап их ребенка, то для других ЕГЭ воспринимается как главное дело жизни. И с таким настроем ребёнку будет очень трудно, потому что планка уже завышена. Появляется очень много страхов, с которыми ему сложно справиться. А что будет если я не сдам экзамен? И мотивация подростка будет ориентирована не на то, чтобы показать свои знания и получить хороший результат, а на то, чтобы не получить плохой результат. Акцент при подготовке переходит в желание подростков угодить своему окружению. Для него становится главным не разочаровать родителей, учителей, репетиторов, которые вложили очень много сил, денег на подготовку. Мы должны понимать, что в такой ситуации мотивация ребёнка сдвигается совершенно в другую сторону. Ему важно не сдать экзамен, показать свои знания, чему научился за последние года, а просто не расстроить родителей и всех других участников процесса. Очень трудно существовать, что-то делать, и, тем более, решать сложные задачи в такой атмосфере.
Безусловно, взрослым тоже бывает непросто совладать с эмоциями, но им проще себя контролировать, потому что они взрослые. Можно услышать не только от родителей, но и от учителей, репетиторов уже после получения результатов, что они от ребёнка ожидали большего. Это огромный удар для подростка. А в этот момент очень важно не отбить у ребенка желание учиться и идти дальше. Ведь потом будет Университет, сессии, и им нужно будет каждые полгода, а то и чаще, справляться с тревогами, показывать свои знания. Нужно это умение пронести дальше с собой через всю жизнь. Ребенок учится, в первую очередь, для себя, а не для того, чтобы оправдывать чьи-то ожидания.
Бывают случаи, когда родители в этот период выбирают для себя новую роль «тренера», выходя из позиции «родитель». Они становятся людьми, которые хотят мотивировать ребёнка, имея лучшие побуждения. Но как это реализуется в реальности? Получая родителей «тренеров», мы теряет родителей, которые несут свою основную функцию поддержки. В первую очередь, функция родителей — это показать, что всё хорошо, что ребёнок в безопасности.
Подростковые психологи обращают внимание на следующую тему. Не стоит забывать, о том, что при чрезмерной нагрузке на эмоциональный фон, у некоторых детей может появится суицидальное поведение. И период ЕГЭ, для некоторых несет серьезные последствия, когда психика подростка не выдерживает. Это очень серьёзный вопрос, на который стоит обратить внимание. Конечно, могут быть разные предпосылки для этого, а ЕГЭ может стать последней каплей, когда ребёнок уже не справляется эмоционально. Смотря на статистику, нужно подумать, стоит ли эта тревога таких жертв? На кону: психическое здоровье, будущее ребёнка, его жизнь, его здоровье. За страхом, что подросток не сдаст экзамен, за страхом самих детей, лежит очень много фантазий – я ничего не добьюсь в жизни, меня никто не будет любить, я никому не нужен, жизнь закончена. Для каждого родителя, и учителя, в том числе, имеет важное значение способность вовремя почувствовать и увидеть, что с ребенком что-то происходит. Чтобы избежать подобные последствия, необходимо поддерживать подростка все это непростое время, и транслировать ему с самого начала, что любой экзамен, это всего лишь определенный шаг в жизни. Даже если ребёнок сдаст ЕГЭ плохо или не сдаст вообще, на этом его жизнь не заканчивается. Можно рассмотреть альтернативные способы: пойти сразу работать, попробовать пересдать, выбрать платное обучение. Есть много различных способов, как с этим справиться, причём, чтобы у ребёнка сложилось неплохое будущее.
От того, как родители реагируют на те или иные ситуации, зависит способность ребёнка строить отношение в будущем не только в учёбе, но и в других сферах жизни. Если направлять ребёнка в сторону успеха, а не результата, то он не будет боятся сделать что-то не так, будет пробовать делать разные шаги по жизни и легче переносить многие жизненные ситуации.
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы 35 лет.
Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.