Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ваш «Квартет».
Значительность роли денег в современной жизни, дети осознают достаточно рано. Они слышат разговоры взрослых. Видят, как родители платят в магазинах. Понимают, что именно деньги позволяют нам получать желаемое – вещи, игрушки, конфеты, развлечения и многое другое. Уже в начальных классах у детей проявляется стремление к самостоятельному использованию денежных ресурсов. И это не плохо, детские психологи считают, что умение разумно пользоваться финансовыми благами, является отражением умения контролировать собственные желания.
Сами по себе денежные единицы не могут оказывать на ребенка ни отрицательного, ни положительного влияния. Но правильное отношение к деньгам, способно защитить ребенка от попадания во множество неприятных ситуаций.
Научить ребенка рационально распоряжаться финансами, родители могут различными способами:
Очень часто родителей волнует вопрос: не повлияет ли раннее приобщение ребенка к финансовой стороне жизни, на его характер. Не избалует ли, не воспитает ли легкомысленного отношения к незаработанным самостоятельно деньгам? Эти опасения не беспочвенны. Наличие денег в распоряжении, приучает ребенка к самостоятельности, только при условии их разумного, вдумчивого использования.
Задача родителей, научить ребенка правильному подходу. Например, если чадо давно мечтает о приобретении дорогой вещи, можно предложить ему накопить деньги из подаренных, сэкономленных, заработанных и договориться, что после сбора определенной суммы, недостающее количество денег родители добавят. Таким образом, ребенок почувствует себя равноправным участником распределения семейного бюджета и станет более внимательно относиться к случайным тратам.
Многие взрослые боятся, что ребенок по неопытности может истратить свой капитал не разумно. Да, такое случается. Впрочем, даже если на всю сумму будут накуплены конфеты, эта бездарная трата, станет более полезным уроком, чем множество родительских нотаций и поучений. Не забывайте, что смысл карманных денег в том, что ребенок учится распоряжаться финансами по своему усмотрению, приобретает опыт, делает собственные выводы. Родители лишь направляют и ненавязчиво советуют.
Иногда дети в возрасте 6–7 лет, начинают брать родительские средства без спроса. Такие происшествия могут интерпретироваться как воровство. Но, если в ситуации внимательно разобраться, скорее всего, выяснится один из нижеперечисленных аспектов:
Родители должны понимать, что естественное стремление ребенка к самостоятельности, неразрывно связано с потребностью иметь собственные деньги. И поэтому, с самых ранних лет, важно познакомить ребенка с настоящей, не преувеличенной, и не преуменьшенной, ценой денег.
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы 35 лет.
Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.