Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ваш «Квартет».
Ваш малыш подрос и собирается в первый класс. Это важное событие для всей семьи. Куплен красивый рюкзак и форма, новенькие тетрадки и книги ждут своего часа. Гордые родители делятся своими воспоминаниями о школьных годах, а бабушки и дедушки готовы помогать и всесторонне поддерживать. Но рад ли сам малыш таким серьезным переменам в своей жизни? Детский психолог считает, что крутые жизненные изменения могут дарить ребенку не только радостные предвкушения, но и страх, тревогу, беспокойство. Если вовремя не заметить проблему и не погасить отрицательные эмоции, имеется риск развития школьного невроза.
Часто ребенок боится конкретных вещей:
Для устранения страха перед школой, необходимо узнать, что именно так пугает будущего первоклассника. Поговорите с ребенком про его представления о школьных буднях. Попробуйте поиграть в школу, рассадите игрушки за парты, читайте, считайте, пишите на доске. Пусть ребенок побудет и в роли хулигана-двоечника, и в роли учителя с непререкаемым авторитетом. В процессе игры малыш обязательно раскроется, выразит свои переживания и чувства, а взрослые смогут подсказать, как ему поступить в той или другой ситуации.
Там, где появляется любознательность, страх отступает
По своей натуре все дети изобретатели, первооткрыватели и исследователи. Важно превращать учебу в увлекательный процесс, а не в нудную рутину. Старайтесь сделать домашние занятия веселыми и интересными. Покажите ребенку, что гранит науки тверд, но, одновременно и притягателен.
Случается, что малыш еще просто не готов преодолевать «свалившиеся ему на голову» сложности – сидеть смирно долгое время; писать, несмотря на усталость рук; выполнять установленные учителем правила; следить за быстрой сменой деятельности на уроке. Если дома ребенок не привык контролировать свое поведение, то он обязательно столкнется с установленными в школе определенными рамками. «Сядь ровно», «не крутись», «не вставай», «хочешь сказать — подними руку», – новые ограничения вызывают отторжение и нежелание посещать это «недружелюбное место». Впрочем, если ребенка заранее познакомить с «правилами игры», то можно избежать многих сложностей.
Если причина фобии кроется в недостаточной подготовке ребенка, родителям придется запастись терпением и заниматься дополнительно. В этом случае, самое трудное – правильно мотивировать на дополнительный труд. Для шестилетки долгие перспективы не важны, поэтому лучше всего не рассказывать, что когда-то он будет великим хирургом или космонавтом, а придумывать «мгновенные мотивы», мини-поощрения в виде наклеек, значков, открыток и пр.
Сказкатерапия – эффективное средство борьбы со страхами
Ребенку, который боится ходить в школу, рекомендуется рассказывать сказки про звериные школы. Например, о том как зайчик (ежик, мотылек, бегемот, лисенок) не справился с заданием и над ним все смеялись, а потом он увидел плачущего муравья, который не мог отыскать дорогу домой, и посоветовал ему забраться повыше, чтобы увидеть свой муравейник. Муравей с большим трудом преодолел препятствие, нашел правильное направление и благополучно вернулся домой до заката. А зайчик пришел к выводу, что даже если ты очень маленький, ты обязательно справишься с любой задачей, если хорошо постараешься.
Иногда полезно поиграть в анти-школу, где действуют анти-правила. Шуточное проговаривание перевернутых правил сформирует положительное отношение к установленным в школе «правильным» правилам. А смех снимет напряжение.
Если вы видите, что сами не справляетесь с проблемой, приходите в психологический центр «Квартет». Наши специалисты имеют большой практический опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками. Вместе мы разработаем эффективную стратегию предупреждения развития школьных неврозов и поможем малышу адаптироваться к новой, полной открытий и ярких впечатлений, школьной жизни. Обращайтесь, будем рады помочь!
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы 35 лет.
Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.