Психология победителя

Тайные знания психологии победителя актуальны не только для спорта, но и для любой другой профессиональной деятельности. Самое удивительно, что рекомендации, которые мы дадим дальше, будут универсальными, и они соответственно будут полезны не только спортсменам, но и людям, которые в целом хотят повысить так называемую личную эффективность.

Есть такой парадокс: чем больше ты хочешь победить, тем меньше шансов выиграть. Другими словами, если у нас зашкаливает мотивационная часть, она каким -то образом не дает нам выложиться на все сто и победить. Это настолько парадоксально, насколько же и обидно.

Этот парадокс становится понятным, если обратиться к известному в психологии закону Йеркса-Додсона. Проведя ряд экспериментов, ученые вывели формулу, исходя из которой оказалось, что наилучшие результаты достигаются при среднем уровне мотивации, а с увеличением уровня мотивации (когда она становиться выше средней), результаты падают. Неожиданно, правда?

Этот феномен еще называется “оптимум мотивации”. То есть существует определенная граница, до которой вместе с ростом вашей мотивации растут и результаты, и после которой ваш результат начинает снижаться. И эта граница, “оптимум мотивации”, для всех индивидуальна! Умеренность мотивации помогает остаться на верхушке результатов.

Несмотря на то, что закон об оптимуме мотивации известен очень давно, эти находки до сих пор удивительны для некоторых тренеров, родителей и самих спортсменов, и особенно для юных спортсменов. Им кажется, что если, например, этот старт важен для тебя, то ты должен очень сильно хотеть победить, а как иначе?! При этом спортсмены часто еще дополнительно получают так называемую “накачку” от тренеров, родителей, близких.

Почему это происходит? Иногда тренерам и родителям спортсменов кажется (в силу своих собственных страхов и переживаний), что их юный спортсмен как-то не слишком сильно хочет достигнуть результата, и они начинают включать дополнительную мотивационную накачку. Что это такое? Это, как правило, фразы из серии: “ты должен, ты обязан, ты не можешь проиграть!”, “Смотри не подведи меня!”, “Надо думать о победе” и т. п.

Фразы могут быть разные, но все они об одном — спортсмен обязан выиграть любой ценой, есть только первое место и есть проигрыш. Либо ты выиграл, либо проиграл.

К счастью, есть еще противовес подобным позициям – «Главное не победа, а участие!». Опираясь на научные данные и собственную практику, можно сказать, что такой тип мышления оказывается более оптимальным в долгосрочной перспективе. Особенно для юной психики.

Почему так?

Чтобы объяснить это, надо сделать небольшое отступление и разобраться в разнице между результативностью и эффективностью любой деятельности. А разница между ними колоссальна и очень сильно влияет на ту самую психологию победителя.

О результативности мы говорим тогда, когда речь идет о продуктах деятельности человека: сколько сделок закрыл в месяц, сколько деталей сделал на станке за смену, сколько заказов выполнил по доставке, сколько раз забил гол, сколько раз победил за последний месяц, какая сейчас строчка в рейтинге и т.п.

В то же время есть понятие эффективности деятельности. О ней мы можем говорить тогда, когда вы сделали все то же самое, достигли тех же результатов (продуктов деятельности), но затратили на это наименьшее количество ваших ресурсов. Ресурсов как физических, так и психологических.  Последнее – особенно важно.

Ведь можно встать на первую ступень пьедестала, но потратив при этом колоссальное количество психологических и физических ресурсов (вплоть до травмы). Подобные примеры мы часто видим в большом спорте. В ряде видов спорта дети начинают тренироваться с совсем юного возраста (например, фигурное катание, синхронное плавание и т. п.) и уже к 15 годам они готовы выигрывать все и везде, некоторые даже завоевывают олимпийские медали. А затем — внезапно уходят из спорта или делают огромный перерыв в карьере, после которого очень сложно возвращаться.  И обычно это происходит именно из-за того, что количество потраченных ресурсов было столь велико, что уже ни физически, ни эмоционально невозможно продолжать оставаться в спорте.

Многие дети тренируются и\или воспитываются в достиженческой атмосфере, где акцент ставится только на результат, и нет места таким аспектам, как получение удовольствия, выработка жизненно важных психологических навыков и т.п. “Тренер всегда прав, а если не прав, смотри пункт первый”, “либо ты умер, либо ты тренируешься”. И по итогу после крупной победы, которую так ждали и тренер, и родитель, с психологической стороны детям больше негде взять ресурс, найти в себе новую мотивацию.

Со стороны общества медали юных спортсменов – это прекрасно: стране и болельщикам подарили медаль, гордость за страну. И глобально многим болельщикам все равно, кто этот спортсмен как личность, сколько ему\ей лет, как было ему тяжело, и будет ли он дальше выступать. Но если мы встанем на позицию родных и близких этого спортсмена, то нам не должно быть все равно, что будет дальше с нашим родным человеком. И самому спортсмену не все равно, как будет складываться жизнь дальше.

А если бы такой спортсмен владел бы минимальными психологическими навыками, позволяющими справляться со сложными ситуациями, регулировать эмоции, изменять тип мышления, он бы мог прийти к тому же результату, но потратив гораздо меньше психологических и физических ресурсов. Это и есть эффективность.

Как помогает победить спортивный психолог?

Спортивный психолог помогает “прокачивать” именно эффективность спортивной деятельности, а не результативность.  За результативность отвечает тренер, там и без психолога приведут к этой медали. Но вот, чтобы по дороге к медали спортсмен не «развалился» психологически, и нужно подключить психологию. В идеале, если мы смотрим с точки зрения здоровой психологии, победа должна быть итогом эффективной, а не результативной работы любой ценой.

Переход на эффективность — это еще и переход на другой тип мотивации. Как уже говорили выше, дома или на тренировках само социальное окружение часто рождает атмосферу, в которой формируется определенная ведущая мотивация.

Есть разные дихотомии мотивации: например, есть мотивация достижения успеха, а есть ее противовес мотивация избегания неудачи. Есть мотивация на процесс, а есть мотивация, ориентированная на результат. Есть внутренняя мотивация, а есть внешняя мотивация. И всегда, во всех дихотомиях, есть одна сторона “хорошая”, оптимальная мотивационная ориентация, а вторая – более деструктивная.

Интересно, что внешне обычному человеку (не специалисту) бывает сложно разобраться, что именно движет определенным спортсменом. Потому что внешне все эти разновидности мотивации могут приводить к одному и тому же результату. И тройка победителей на пьедестале может иметь очень разную мотивацию, которая им помогла на этот пьедестал встать. Почему же тогда выше мы назвали ряд мотивационных ориентаций деструктивными? Ответ снова лежит в потраченных психологических ресурсах. Так, например, можно хотеть выиграть. А можно боятся проиграть. И это оказываются совершенно разные переживания. Достигая результат из-за боязни не выиграть, спортсмен, например, может исходить из того, что в случае проигрыша ему зададут взбучку дома, будет ругать тренер, ну или глобально он подведет команду, целый город, регион, страну! Еще раз: такие внутренние установки могут и часто приводят к “победам”, но это колоссальная нагрузка на психику и она не проходит бесследно. Именно отсюда (при мотивации избегания неудач) спортсмен, да и любой другой профессионал, становится более подвержен эмоциональному и профессиональному выгоранию.

То же можно увидеть при разборе дихотомии мотивации, ориентированной на результат (ego orientation) и мотивации, ориентированной на процесс (task orientation). Ориентация на процесс очень похожа еще и на так называемую “внутреннюю мотивацию” из третьей указанной нами дихотомии. Мы ориентированы внутрь, на содержание деятельности, когда нам нравится сам процесс этой деятельности. О такой мотивации мы говорим, когда нас стимулирует к продолжению работы получение удовольствие от процесса этой работы, игры, тренировки, деятельности. Человек продолжает этим заниматься, так как для него это радость и удовольствие. Именно о такой мотивации идет речь в известной цитате, приписываемой Конфуцию: “Найдите работу, в которую влюбитесь, и вам больше не придется трудиться ни одного дня в жизни”.

Интересно, что родители спортсменов, которые стимулируют в ребенке мотивацию на результат, и в учебе в школе ориентированы на получение оценок, а не на получение знаний.  Бывают случаи, когда ребенок-спортсмен учится в начальных классах в одной из современных школ, где до 5 класса используют безоценочную систему, чтобы дать понять ребенку ценность знаний, привить любовь к процессу учения. И даже при такой системе некоторые родители, использующие мотивацию на результат, пытаются дома показать ребенку оценку его знаний. Они говорят: “Вот им не ставят оценки, вместо этого рисуют солнышки и тучки. Но мы то все понимаем, что солнышко — это 5, а тучка — неуд!”

В достиженческой атмосфере возникают проблемы с принятием поражения, сложности с настроем на старт, повышается риск тревожных расстройств и так далее.

Любая неудача порождает сильнейшую фрустрацию, наносятся удары по самооценке. Проигрыш становится трагедией с большой буквы Т. Надо понимать, что соревнования для спортсмена становятся значимой деятельностью всей его жизни. Идентификация подростка или уже взрослого спортсмена связывается в первую очередь со спортом: я – теннисист, я – футболист, я – баскетболист и т. д. И когда случается проигрыш в самом значимом деле его жизни, это становится личной катастрофой и очень тяжелым моментом для спортсмена. А теперь представьте, если мы к этому добавим еще и накачку со стороны близких людей.

В случае проигрыша родителям спортсмена важно совладать в первую очередь со своими эмоциями, чтобы поддержать его, а не обострить ситуацию. Ведь юный спортсмен понимает, что от него ждали победу или медаль.

Как спортивный психолог устанавливает «психологию победителя»?

Чем здесь может помочь психолог? Совместно со спортивным психологом начинается работа над триадой: спортсмен-родители-тренер. И тут главное, чтобы ребенок через какое-то время поверил в то, что он ценен сам по себе, даже без определенной медали.  Это большая работа. Здесь очень важный момент состоит в том, чтобы родители были готовы к этой работе и к принятию того, что даже при поражениях их ребенок остается ценен для них и любим сам по себе без привязки к его внешним достижениям.

Если это взрослый спортсмен, тогда идет работа со специалистом над перефокусировкой от необходимости глобального результата и победы в конкретном матче или соревновании на конкретные цели и задачи. Подключается техника эффективного целеполагания. Фокус ставиться не конкретно на победу, а на то, чтобы на этом старте отработать определенную комбинацию или связку, техническую обводку игрока, или отработать работу в определенной паре, отработать тактический элемент и т. п.

Таким образом, главная цель – «победа» – разбивается  для спортсмена на более мелкие задачи, которые ему предстоит реализовать. Всегда вне зависимости от глобального результата, есть более мелкие задачи на турнир, которые предстоит реализовать спортсмену. И они являются некими кирпичами к достижению победы.  Если достижение этих более мелких задач сложится, то вероятнее всего будет и победа, и успех.

То есть спортсмен понимает, что если он будет делать свои технико-тактические задачи, то это приведет к хорошему результату и по итогу к победе. Начинается перестройка сознания и восприятия новой системы мотивации. Безусловно, это требует продолжительного времени. Тут очень важно, что, когда достигаются более мелкие цели, нам это помогает почувствовать не страх и избегание проигрыша, а наоборот повышение уверенности, положительные эмоции, и, как следствие, повышение мотивации.

Получив микро-успехи, у нас с большей вероятностью будет желание двигаться дальше и достигать большего. Это гораздо более здоровый вариант чтобы, даже в случае непобеды, завтра начать снова тренироваться, совершенствовать себя и готовится к следующему соревнованию. И такая позиция будет приближать к успеху в будущих соревнованиях.

Эта методика также хорошо помогает при гипертревожности у спортсменов. Когда они фокусируются на более мелких задачах, даже на том же дыхании или пульсе, тревожность не повышается до запредельных показателей.  Переносится фокус внимания с медали или кубка на то, что спортсмен сделает в плане определенной деятельности на данных соревнованиях.

Спортсменам всегда ставится задача на соревнование от тренера, и грамотный тренер ставит задачи более конкретные, ориентированные на технику или на тактику. И спортсмен в данном случае понимает в случае проигрыша его не «казнят», и избегание непобеды уходит на задний план.  Это более оптимальный вариант.

Советский психолог Р. Загайнов говорил, что “победа ничему не учит”.  Победа есть, и это факт. И, как правило, в случае побед у спортсменов не происходит дополнительного анализа того, как эта победа досталась. Все радуются, получают положительные эмоции и идут дальше. А вот при проигрыше начинают использовать все возможные механизмы анализа. И этот анализ, если его грамотно использовать, поможет дальше улучшить результаты.

Проигрывать надо уметь. Надо уметь обернуть это в свою пользу в плане анализа, и улучшения своих результатов в будущих соревнованиях. Очень важно помнить, когда разбирается поражение или проигрыш, этот анализ проигрыша заканчивать хотя бы несколькими положительными моментами, чтобы оставалась мотивация для дальнейших побед. Найти позитивные монеты можно всегда и во всем.

Победителем может стать каждый. Не стоит забывать о том, что после победы жизнь продолжается и важно сохранить ресурсы и силы для этой жизни.

Психология победителя, таким образом, это психология эффективной, а не результативной деятельности.

    Получить консультацию специалиста

    Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных.

    

    Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.

    image description МГУ им. Ломоносова
    image description Московский городской психолого-педагогический университет
    image description Первый мед. Университет им. Сеченова
    ×
    Задать вопрос

      Если Вы оставите почту или телефон, мы сможем ответить Вам быстрее.

      Нажимая на кнопку "Задать вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных.

      ×
      Записатся на консультацию

        Если Вы оставите почту или телефон, мы сможем связаться с Вами быстрее.

        Нажимая на кнопку "Запросить консультацию", я даю согласие на обработку персональных данных.

        ×
        Запись на приём

          Нажимая на кнопку "Записаться на прием", я даю согласие на обработку персональных данных.

          ×
          Оставить отзыв

            back-to-top