Быть родителем – нелегкая работа.
Основной фактор установления прочных отношений между родителем и ребенком – совместное качественное проведение времени, это могут быть разговоры, игры, совместные бытовые занятия, путешествия и все, что вы и ваши дети любите делать.
Один из важных элементов воспитательного процесса и выстраивания отношений между родителем и ребенком являются запреты. Они используются для того, чтобы уберечь, ограничить, направить ребенка. Но иногда запреты в виде слов “нет” и “нельзя” действуют на детей обратным образом.
Что можно запрещать детям? Что нельзя запрещать детям? Как правильно ставить запрет и следить за его соблюдением?
Чаще всего первый запрет ребенок слышит, когда начинает активно ползать и исследовать мир, то есть в возрасте от пяти до восьми месяцев. В этот период развития высок риск травмирования малыша за счет повышения его активности.
И родителям приходится уделять особое внимание контролю пространства вокруг ребенка и контролю самого ребенка.
Рекомендация психологов для этого периода – старайтесь ставить запрет ребенку только в том случае, если действие, которое малыш собирается совершить действительно угрожает его безопасности.
По мере взросления, и приобретения опыта, ребенок научится видеть разницу между рисованием на стене и в альбоме. Примерно с возраста трех лет, можно конкретизировать запреты.
Желание уберечь ребенка не должно идти вразрез с желанием вырастить самостоятельного и уверенного в себе человека. В том случае, если ребенок привыкнет, что значимые взрослые всегда говорят ему, что можно и что нельзя делать, позврослев такой ребенок скорее всего будет испытывать нехватку уверенности в себе и сложности в принятии самостоятельных решений.
Количество запретов для ребенка – индивидуальный вопрос. Их не должно быть много, но и совсем без них обойтись нельзя.
Ребенок постоянно узнает что-то новое о мире вокруг и детская психика нуждается в структурировании информации.
Знакомство с правилами и ограничениями, их соблюдение, делает мир понятным и стабильным для ребенка.
Как правильно запрещать?
- Количество запретов должно соответствовать возрасту вашего ребенка. Чтобы малыш однозначно понимал значение слова «нельзя», под ним должны подразумеваться самые строгие непрекословные запреты (например: не выходить на дорогу, не открывать окно на балконе, не разговаривать с незнакомцами и т.п.). Многолетний опыт работы с семьями с детьми младшего возраста показывает нам, что контролировать пространство вокруг ребенка намного менее затратно физически и более эффективно в долгосрочной перспективе, чем постановка и контроль соблюдения множества запретов. Более старших детей нужно учить искать компромисс и возможность договариваться. Например, если ребенок зовет вас играть, а вы заняты, не спешите отказывать, предложите ему условия, которые устроят вас обоих – “«»я закончу работу и смогу поиграть с тобой через 15 минут”.Расскажите ребенку, почему не можете выполнить его просьбу прямо сейчас.
- Не используйте насилие при постановке запрета – не повышайте голос и не поднимайте на детей руку.
- Мнение обоих родителей должно быть единым относительно запретов для ребенка. Родительская «доброго и злого полицейского» не принесет пользы для поведения и психики ребенка. Он будет думать, что запреты можно нарушать. Рекомендация психолога – сначала договоритесь с супругом (супругой) относительно основных запретов для детей, чтобы не сбивать с толка детей и не приводить к истерикам.
- Не отменяйте запрет, даже если ребенок будет упрашивать, кричать и плакать. Изменяя свое решение после негативного поведения ребенка вы показываете ему, что запрет можно «обойти», и манипуляция прочно входит в сценарии поведения ребенка. Настойчивость и последовательность в поведении родителей дает ребенку возможность прогнозировать последствия своего поведения.
- Не используйте общественное мнение в качестве аргумента для запрета слишком часто: «не разбей стакан, а то нас выгонят из ресторана», «не играй в мяч, разбудишь соседей». Большое количество таких ограничений может привести к тому, что ребенок будет придавать общественному мнению слишком большое значение. Объясняйте ребенку запреты основываясь на своем мнении и чувствах, которые испытываете вы.
- Подбирайте подходящую интонацию. Когда вы боитесь отказать ребенку, он это чувствует по вашему извиняющемуся тону. Или наоборот, чтобы запрет быстрее был понят, родители повышают голос. Чем спокойнее и увереннее вы будете озвучивать запреты для детей, тем более серьезно они будут восприняты, тем меньше сомнений и страха вы породите у своих детей.
Чем реже вы будете произносить слова «нет» и «нельзя», тем лучше ребенок будет их понимать.
Помните, каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Выстраивание взаимоотношений с первым ребенком отличается от выстраивания отношений со вторым и последующими детьми. Помочь наладить отношения, улучшить общение, научиться ставить запреты и контролировать их соблюдение помогут специалисты Психологического центра «Квартет».