Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ваш «Квартет».
Быть родителем — нелегкая работа.
Основной фактор установления прочных отношений между родителем и ребенком — совместное качественное проведение времени, это могут быть разговоры, игры, совместные бытовые занятия, путешествия и все, что вы и ваши дети любите делать.
Один из важных элементов воспитательного процесса и выстраивания отношений между родителем и ребенком являются запреты. Они используются для того, чтобы уберечь, ограничить, направить ребенка. Но иногда запреты в виде слов “нет” и “нельзя” действуют на детей обратным образом.
Чаще всего первый запрет ребенок слышит, когда начинает активно ползать и исследовать мир, то есть в возрасте от пяти до восьми месяцев. В этот период развития высок риск травмирования малыша за счет повышения его активности.
И родителям приходится уделять особое внимание контролю пространства вокруг ребенка и контролю самого ребенка.
Рекомендация психологов для этого периода — старайтесь ставить запрет ребенку только в том случае, если действие, которое малыш собирается совершить действительно угрожает его безопасности.
По мере взросления, и приобретения опыта, ребенок научится видеть разницу между рисованием на стене и в альбоме. Примерно с возраста трех лет, можно конкретизировать запреты.
Желание уберечь ребенка не должно идти вразрез с желанием вырастить самостоятельного и уверенного в себе человека. В том случае, если ребенок привыкнет, что значимые взрослые всегда говорят ему, что можно и что нельзя делать, позврослев такой ребенок скорее всего будет испытывать нехватку уверенности в себе и сложности в принятии самостоятельных решений.
Количество запретов для ребенка — индивидуальный вопрос. Их не должно быть много, но и совсем без них обойтись нельзя.
Ребенок постоянно узнает что-то новое о мире вокруг и детская психика нуждается в структурировании информации.
Знакомство с правилами и ограничениями, их соблюдение, делает мир понятным и стабильным для ребенка.
Чем реже вы будете произносить слова «нет» и «нельзя», тем лучше ребенок будет их понимать.
Помните, каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Выстраивание взаимоотношений с первым ребенком отличается от выстраивания отношений со вторым и последующими детьми. Помочь наладить отношения, улучшить общение, научиться ставить запреты и контролировать их соблюдение помогут специалисты Психологического центра «Квартет».
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы 35 лет.
Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.