Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ваш «Квартет».
Ребенок заканчивает школу, но не может определиться со своим будущим или его ничего не интересует. Как подтолкнуть его к чему-то интересному? Головная боль практически каждого родителя выпускника школы…
Начнем с того, что вы такие – не одни. По статистике, в настоящее время только 43% выпускников знают, куда они хотят пойти учиться дальше, хотя в 2010-ом году процент определившихся выпускников составлял 80%. Вот такой он наш современный мир, быстро меняющийся, стремительный. Выпускнику средней школы нужно подготовиться и достойно сдать ЕГЭ, а потом лихо рвануть в мир взрослых, определив свою жизнь сначала на 5 лет учебы в ВУЗе, а потом и на взрослую самостоятельную жизнь. А подростку-то всего 16-17 лет… и это – самый конец «подросткового кризиса» — когда он, подросток, пытается найти хоть какой-то смысл. Какова нагрузка на психику? Мы, взрослые, не всегда в состоянии спрогнозировать, что мы будем делать в ближайшие пять лет, а подросток? Давайте для начала не будем забывать об этом.
И на этом пути есть первый шаг, говоря языком психологии – нормализация. Все, что происходит с подростком в этом возрасте – нормально. Ему тяжело. А дальше, дорогие родители выпускников, давайте поговорим о том, что катастрофы не случится ни в каком из сценариев происходящего.
Итак, наш дорогой ребенок, закончив школу, не поступил вообще никуда. Катастрофа? Нет. Особенно, если у вас дочка. Поступит через год или через два. Как пойдет… С сыном вроде бы сложнее? Впереди армия? В нынешнее быстрое время в армии служат год, дедовщина практически изжита, а волю армия закаляет. И дисциплину воспитывает.
Другой вариант развития событий – подросток поступил в ВУЗ, например, но! Не туда, куда хотел. Хотел в летчики – попал в хлеборобы, ну не в хлеборобы, в агрономы. Опять тут вступает в игру замечательная беспристрастная дама – статистика. Примерно 7-10% поступивших отчисляется или переводится на другие специальности уже на 1 курсе. Что в этой ситуации важно? Попробовать приложить к себе профессию и понять: мое? Не мое? Уровень тревоги существенно снизится.
А дальше еще интереснее. Кто хотел, чтобы подросток пошел именно в это учебное заведение? Вы? Или подросток? Я, например, в свое время пошла в ВУЗ исключительно из чувства протеста. Родители хотели, чтобы была «династия», а я не хотела. И, хотя, по своей специальности я ни разу в жизни не работала, она до сих пор активно мне помогает в жизни. Вот такой парадокс.
Бывает и так: у подростка появился интерес, который категорически не устраивает родителя. Дочь хочет в маникюрши? Боже, какой кошмар! А мы ее во врачи, во врачи! Вся семья, и бабушка, и дедушка – врачи, а дочь – маникюрша, какой позор! Слушайте, но ведь это ОНА ХОЧЕТ! И это уже замечательно!
К слову, сейчас наметилась очень приятная тенденция в плане рабочих профессий. Проводятся чемпионаты, производство оцифровано и оснащено современными инструментами. Токарь давно уже вручную не обтачивает детали, а пекарь не лепит булки. И учиться, и работать в рабочих профессиях стало куда интереснее и менее физически тяжело. Даже шпалы кладет не женщина-богатырь, а машина-шпалоукладчик. И опять же, по статистике, примерно 20% не поступивших в ВУЗы, переориентируются на рабочие профессии. Легко сказать? Легко! А как принять этот факт родителям, которые в семейной традиции врачи или учителя в седьмом поколении? Давайте все же не забывать – это выбор выпускника, в первую очередь, это его интерес, его жизнь.
В идеале – примерно за год до окончания средней школы неплохо было бы начать профориентацию. Самое время обратиться к специалисту, который проведет психологическую консультацию и психодиагностику и сможет выявить интересы подростка. Если у подростка совсем отсутствует интерес – это уже про депрессию, это не наш случай. На основе методик специалист даст рекомендации. И что же делать дальше?
И наконец – у вас есть масса друзей самых разных профессий. Подруга Юля – геофизик, одноклассница Оля – визажист и так далее. Почему бы не привлечь к профориентации своих друзей и знакомых? Они знакомы с профессией изнутри, много чего интересного могут рассказать, погрузить, если хотите, в тонкости конкретной профессии. Это навскидку несколько вариантов развития событий. А что самое главное? А самое главное – снизить тревогу у подростка и, желательно, свою тоже. Сам факт того, что Вы что-то делаете в плане профориентации, снижает градус напряжения, градус тревоги. И еще одна главная мысль – я, как родитель, предоставляю условия, чтобы мой любимый выпускник САМ смог выбрать себе профессию.
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы 35 лет.
Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.