В связи с текущей обстановкой Психологический центр «Квартет» работает в режиме, который предполагает возможность индивидуально пойти навстречу клиенту в вопросе стоимости оплаты сессий. Всем нам важно сейчас поддерживать друг друга!

Ваш «Квартет».

Как помочь детям пережить развод родителей

на примере детей дошкольного и школьного возраста

Как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям жизни после развода родителей?

Развод-это эмоционально напряженное событие, вносящее свои коррективы в жизнь всех членов семьи. Потеря привычного уклада жизни, которую они при этом переживают по интенсивности может быть сравнима с потерей близкого человека. Изменения вызывают много стресса, появляется необходимость адаптироваться к новой реальности. В семьях где есть дети, перед родителями, которые переживают разного рода эмоциональные состояния, связанные с разводом, и разбираются с сопутствующими бракоразводному процессу трудностями в перестройке быта и урегулирования юридических вопросов, встает необходимость помочь ребенку адаптироваться к новым условиям жизни.

Что происходит с ребенком во время развода? 

Первый шаг на пути к тому, чтобы поддержать своего ребенка и помочь ему адаптироваться к новой реальности, состоит в том, чтобы понять, что может с ним происходить. В этой связи родителям, независимо от возраста ребенка и обстоятельств, важно оставаться внимательными к тому, что происходит с ребенком, эмоционально доступными и открытыми. То, как ребенок будет переживать развод, во многом зависит от его возраста, от того какие психофизиологические особенности сформировались к моменту развода. Наиболее чувствительными к ситуации развода являются дети дошкольного и школьного возраста.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-6 лет) 

  • Дошкольники становятся более чуткими к процессам, которые происходят вокруг них. В период дошкольного возраста у ребенка формируется представление о семье, в которой он растет, а также ощущение принадлежности к ней. Однако, мышление у дошкольников эгоцентрично: они склонны считать себя причиной происходящего. Поэтому дети дошкольного возраста могут считать, что родители развелись из-за них. Соответственно они винят себя в том, что родители больше не вместе, делая выводы о своей «плохости». В этом возрасте непросто выражать словами такие сложные переживания, поэтому часто дети не говорят о том, что происходит внутри, однако, заметить изменения можно по тому, как меняется поведение и общее эмоциональное состояние ребенка. Кто-то из детей становится очень тревожным, кто-то агрессивным, некоторые перестают слушаться, в то время как другие словно «откатываются» назад, то есть ведут себя как совсем маленькие. Задача родителей состоит в том, чтобы быть чувствительными к эмоциональному состоянию ребенка, помогать ему перерабатывать то, что происходит с ним и с семьей в целом. Ребенку важно обеспечить возможность регулярно видеться с родителем, который живет отдельно как можно чаще.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-11 лет)

  • Младшие школьники начинают лучше понимать суть развода. Их могут переполнять разные чувства, включая печаль, гнев, страх, обиду и вину. Обилие переживаний и фантазий о том, почему состоялся развод и как будет складываться жизнь дальше, может перегружать ребенка, делая для него невозможным освоение школьного пространства и стоящих перед ним задач развития. Именно поэтому рядом с ним должны быть доступные для эмоциональной близости взрослые, с каждым из которых он может по отдельности проводить время и обсуждать свои переживания. Родители должны помочь ребенку справиться с тем, что они больше не вместе, и что теперь у него два дома и две семьи.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15 лет)

  • Подростки достаточно интенсивно реагируют на развод родителей, они хорошо понимают происходящее, но зачастую не принимают его. Дети этого возраста могут с одной стороны проявлять полное отсутствие интереса к семье и процессам, которые в ней происходят, с другой стороны, они могут пытаться получить контроль над родителями, манипулировать ими, или же встать на место «ушедшего» партнера и поддерживать эмоционально неуравновешенного родителя за счет своих собственных ресурсов, что, безусловно, мешает нормальному развитию. Дети этого возраста зачастую проявляют желание остаться с одним из родителей, обвинив другого в разводе. Они по-прежнему нуждаются в постоянной и стабильной поддержке со стороны семьи, а также в эмоциональной близости, однако, зачастую отказываются проводить с родителями большое количество времени, отдавая предпочтение сверстникам. Очень важно уделять достаточное внимание мнению ребенка, однако, выдерживать позицию взрослого, который задает границы и отвечает за их сохранение. Потеря стабильности может привести к тому, что ребенок будет искать поддержку и понимание в рискованном поведении, наркотиках, алкоголе, вписках и контактах со взрослыми, мотивация которых не всегда остается прозрачной.

Безусловно, то, что каждый ребенок, в семье которого происходит развод, будет реагировать по-особенному. Однако, общим для всех становится комплекс переживаний, связанный с утратой привычного образа жизни, адаптация к новым условиям, а также вопрос, о том, как будут складываться отношения с родителями в дальнейшем. Сочувствие, понимание, внимательность к состояниям ребенка, принятие его и любовь являются ключевыми факторами в поддержке детей во время развода. Взрослые должны принимать активное участие в воспитании, стараясь обеспечить стабильность и помочь детям легче справиться с непростой ситуацией.

Когда стоит обратиться к психологу?

Если вы замечаете, что ребенок долго не справляется с переживаниями, замыкается, становится тревожным, агрессивным, уходит в себя или проявляет признаки депрессии — не оставайтесь с этим один на один.
  Психолог может помочь не только ребенку, но и вам — пройти этот этап бережно, с сохранением любви и уважения в семье, которая прошла через кризисный период.

Автор материала – Арина Романова

11.04.2025

    Получить консультацию специалиста

    Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных.

    

    Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.

    image description МГУ им. Ломоносова
    image description Московский городской психолого-педагогический университет
    image description Первый мед. Университет им. Сеченова
    ×
    Задать вопрос

      Если Вы оставите почту или телефон, мы сможем ответить Вам быстрее.

      Нажимая на кнопку "Задать вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных.

      ×
      Записатся на консультацию

        Если Вы оставите почту или телефон, мы сможем связаться с Вами быстрее.

        Нажимая на кнопку "Запросить консультацию", я даю согласие на обработку персональных данных.

        ×
        Запись на приём

          Нажимая на кнопку "Записаться на прием", я даю согласие на обработку персональных данных.

          ×
          Оставить отзыв

            back-to-top