Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ваш «Квартет».
Психологическое развитие детей младшего возраста — процесс, на который влияет множество факторов.
Знание этапов психологического развития поможет вам лучше понимать своего ребенка, определить, на какой стадии развития он находится, исключить задержку в развитии и помочь ребенку пройти все этапы психологического развития комфортно.
В дошкольном возрасте дети проходят три ключевых этапа психологического развития. Поскольку все малыши растут в разных условиях и обстоятельствах, то их психологическое развитие проходит неодинаково. Например, единственный в семье годовалый ребенок может быстрее «отказаться» от памперсов, тогда как его сверстник из семьи, ожидающей пополнение, способен в них «застрять».
На первом таком этапе малыш — новорожденный. Этот период длится с момента рождения до года. Ребенок переживает сложнейший переход, так как переходит из состояния комфорта и безопасности в утробе матери в новый мир, отдельный от нее. Важнейшая задача этого периода развития ребенка — взаимодействие с родителями и другими значимыми взрослыми. Малыш в этом возрасте учится реагировать на раздражители и выражать свои эмоции и желания через мимику, жесты и звуки.
При этом новый этап переживают не только сами дети, но и их родители — каждый по-своему. Маме важно ощущение поддержки со стороны близких, папе — чтобы ребенок не занимал абсолютно все мамино время, ребенку — чтобы это разделение с матерью не стало подлинной разлукой. Для гармоничного развития малышу необходимо проявление к нему внимания, ласки, доброжелательности. Взаимодействие должно приносить удовольствие как малышу, так и родителям. Недоношенные младенцы, ребятишки с заболеваниями или дети-инвалиды требуют еще большей заботы, как и их мамы — сил и выносливости. Всем им необходима психологическая поддержка со стороны, чтобы социализироваться к дошкольному периоду.
Следующим этапом психологического развития малыша становится отделение — все большее становление пусть и маленького, но самостоятельного человека. Оно происходит у всех, но всегда в разном возрасте и индивидуально. Новые умения и знания малышей, которые учатся ходить, говорить, справляться с гигиеническими потребностями, самостоятельно есть и пить, обладать и делиться игрушками. Основная деятельность малыша сменяется на манипуляцию предметами и движение. Ребенок активно исследует окружающий мир, проверяет его на прочность и пробует на вкус, внимательно наблюдает за поведением взрослых и копирует его. Одновременно идет развитие речевого общения, которое закрепится уже больше в дошкольном возрасте.
Неодинаково воспринимается эта первая самостоятельность малышей их мамами. Одни матери рады сепарации с малышом, дающей возможность выйти на работу, больше времени посвящать себе. Другие — тяжело переживают расставание с младенческим периодом и совсем скорое приближение к дошкольному возрасту.
Нередко этот период психологического развития ребенка завершается так называемым кризисом трех лет или «я сам», который характеризуется непослушанием ребенка, бунтом против правил, упрямством и частыми негативными реакциями.
Затем приходит еще один психологически важный этап раннего детства — дошкольный период. Основная деятельность в этом возрасте сменяется на игровую. Через сюжетно-ролевые игры со сверстниками или родителями дошкольники учатся выстраивать отношения, примеряют на себя разные социальные роли, копируют поведение взрослых. Ближе к концу этого этапа психологического развития ребенок понимает причинно-следственные связи событий, подчиняется нормам поведения в коллективе, способен брать ответственность за свои поступки, охотно идет на контакт с окружающими и стремится быть полезным.
Нужно обратить внимание на психологическое развитие ребенка в это время, потому что все, что заложено в психологическом отношении в дошкольный период, является определенной базой для дальнейшей жизни.
В любом из этих этапов все малыши проявляют себя по-разному. Но в каждом случае нужно заботиться о гармоничном прохождении этих периодов. Чтобы в будущем, в школьные годы, в период полового созревания и следующие этапы ребенок был психологически готов к новым жизненным стадиям.
Для того, чтобы точно быть уверенными, что ваш ребенок прошел все стадии развития дошкольника, вы можете обратиться к специалистам психологического центра «Квартет». Опытные детские психологи помогут найти с ребенком общий язык и подготовить его к следующему этапу развития в жизни.
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы 35 лет.
Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.