Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ваш «Квартет».
В дошкольном возрасте дети проходят три ключевых этапа психологического развития. Поскольку все малыши растут в разных условиях и обстоятельствах, то их психологическое развитие проходит неодинаково. Например, единственный в семье годовалый ребенок может быстрее «отказаться» от памперсов, тогда как его сверстник из семьи, ожидающей пополнение, способен в них «застрять».
На первом таком этапе малыш – новорожденный. Он переживает сложнейший переход из состояния комфорта и безопасности в утробе матери в новый мир, отдельный от нее. При этом новый этап переживают не только сами дети, но и их родители – каждый по-своему. Маме важно ощущение поддержки со стороны близких, папе – чтобы ребенок не занимал абсолютно все мамино время, ребенку – чтобы это разделение с матерью не стало подлинной разлукой. Для гармоничного развития малышу необходимо проявление внимания к нему, причем, такого, которое приносит удовольствие как ему самому, так и родителям. Недоношенные младенцы, ребятишки с заболеваниями или дети-инвалиды требуют еще большей заботы, как и их мамы – сил и выносливости. Всем им необходима психологическая поддержка со стороны.
Следующим этапом психологического развития малыша становится отделение – все большее становление пусть и маленького, но самостоятельного человека. Оно происходит у всех, но всегда в разном возрасте и индивидуально. Неодинаково воспринимается эта первая самостоятельность малышей и их мамами. Одни матери рады сепарации с малышом, дающей возможность выйти на работу, больше времени посвящать себе. Другие – тяжело переживают расставание с младенческим периодом.
Затем приходит психологически важный этап раннего детства – дошкольный период. Теперь во главу угла ставятся новые умения и знания малышей, которые учатся ходить, говорить, справляться с гигиеническими потребностями, самостоятельно есть и пить, обладать и делиться игрушками. Нужно обратить внимание на психологическое развитие ребенка в это время, потому что все, что заложено в психологическом отношении в этот период, является определенной базой для дальнейшей жизни.
В любом из этих этапов все малыши проявляют себя по-разному. Но в каждом случае нужно заботиться о гармоничном прохождении этих периодов. Чтобы в будущем – в школьные годы, период полового созревания и т.п. – ребенок был психологически готов к новым жизненным стадиям.
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы более 25 лет.
Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.