Домашнее насилие (или абьюз) часто называют бытовыми ссорами или конфликтами. Но, ссора или конфликт – это всегда явление, возникшее по понятной обеим сторонам объективной причине. Например, не сошлись во взглядах на что-то. Оба партнёра в конфликте выступают на равных, отстаивают каждый свою точку зрения и могут либо достичь компромисса, либо нет. Но в конфликте нет принудительной изоляции или одностороннего контроля, никто не чувствует страх, так как нет никакой угрозы насилия.
Абьюз – совсем другое, гораздо более сложное явление, состоящее из нескольких стадий. Вначале абьюзер копит свой гнев, затем он ищет повод для насилия, чтобы этот гнев вылить на жертву. И этим поводом может быть что угодно (от выражения лица до любых бытовых зацепок). При этом действия и слова жертвы не имеют никакого значения. Дальше происходит сам процесс насилия, который несёт ужас, страх, часто односторонний контроль и изоляцию жертвы от других людей.
Сопротивление абьюзу, чаще всего, лишь усиливает его градус. В финальной стадии абьюзер просит прощения, говорит как он вас любит и жить без вас не может, готов дарить подарки. А на самом деле это раскаяние не имеет ничего общего в плане мотива с реальным и необходимо абьюзеру для восстановления контроля за жертвой. Если абьюзер убрал фазу раскаяния из цикла насилия, значит он уже ощущает полную зависимость жертвы от него и считает, что может делать с ней всё, что угодно. Дальше этот цикл абьюза просто постоянно повторяется.
Семейные психотерапевты отмечают, что часто в абьюзивных семьях царит иная форма насилия, так называемый неглект. Это – пассивная форма агрессии. Она чаще всего применяется тогда, когда жертва уже не может получить стороннюю поддержку и практически полностью изолирована. В этом случае абьюзер живёт исключительно для себя и заботится только о себе любимом, а жертва его обслуживает. Это даёт абьюзеру сладкое чувство власти над жертвой, как будто он – большой и важный человек, а жертва – никчемная и безмолвная. Когда ей что-то очень нужно, он вдруг очень задерживается на работе, или просто забывает, а иногда даже лишает чего-то необходимого, находя тому массу объяснений: «это слишком дорого», «не ешь – это вредно», «я сам тебе выберу блюдо» и так далее. В итоге, жертва – перманентно уставшая, вымотанная и всё чаще болеет. Но тирана это мало волнует.
Если вы поняли, что живёте с абьюзером и вас останавливает страх потерять семью, нужно просто осознать, что именно ваша семья позволяет ему выглядеть успешным и состоявшимся, выполнять социально одобряемые ожидания и поддерживать свою маску «идеального». Он чувствует себя более полноценным в роли мужа и отца (или жены и матери). Но, на самом деле, семья для абьюзера – декорации, которыми он прикрывает насилие от других людей. Поддержку, принятие и участие, которые абьюзер требует от семьи, сам он, по факту, не даёт. Роль семьянина развязывает ему руки, и он наделяет себя «огромными полномочиями»: начинает что-то запрещать, что-то критиковать, контролировать, судить, наказывать партнёра, принимать единоличные решения. Ему важен только он сам, а все остальные должны выполнять его требования в одностороннем порядке, т. е. у него семья, которая ему всегда должна… А если у абьюзера ещё и значительный финансовый ресурс, то, обычно, он считает, что все права у него, а обязанности – у всех остальных… перед ним. Важно понимать, что эмоциональную связь, которая является самым важным и ценным в настоящей семье, абьюзер не способен установить и подменяет её бытовыми шаблонами. Он готов к семейным отношениям исключительно в одностороннем порядке: только брать, не прислушиваясь к другим и не оправдывая их интересы.
Когда жертва понимает, что это не та семья, какой она её себе представляла и пытается выйти из отношений, абьюзер начинает давить на свою версию понимания семьи и перекладывает ответственность и вину на жертву.
Если абьюзивная семья имеет детей, то они, к сожалению, становятся заложниками этой деструктивной истории. Абьюзер в определённых ситуациях и состояниях может реально угрожать жизни и здоровью детей. Таких примеров много. И это не просто разовые страшные ситуации – так происходит каждый день. Какую бы форму не принимал абьюз, невидимый неглект или откровенное физическое насилие, ребёнок воспринимает такую модель отношений как норму и, скорее всего, будет нести это в свою взрослую жизнь. Психика детей гораздо более хрупкая и незащищённая. Чаще всего у детей, живущих в семье с абьюзером, наблюдается отставание в психическом развитии, неуспеваемость в школе, аддикции (алкоголь, курение, наркотики, игромания, попытки уйти из дома, расстройства пищевого поведения, агрессивность, депрессии и даже суицид). Также может развиваться расстройство личности, различные психические заболевания, бессонница, энурез, астма, экзема и т.д. У абьюзера всего одна модель поведения с теми, кого он считает своей собственностью. Не надо питать иллюзий, что страдает одна жертва. Нет! Абьюзу подвергается всегда вся семья. И для детей гораздо менее травматична ситуация, когда они живут с одним родителем, а не в семье с абьюзером. Поэтому, если жертве не жалко собственную жизнь, её прямая обязанность – спасти своих детей!
Никакой волшебной пилюли нет! Вам помогут только осознанность, люди, которые вас поддерживают, и хороший психотерапевт. И оно того стоит… Ведь выход занимает месяцы, а невыход займёт годы вашей жизни. А жизнь у вас одна, не откладывайте. Действуйте прямо сейчас!