Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ваш «Квартет».
В жизни практически каждого родителя приходит время отправить ребенка в детский сад. Это может быть вынужденный шаг ввиду необходимости для мамы выйти на работу или добровольное логичное решение, которое способствует гармоничному развитию малыша, его социализации и приобретению навыков коммуникации.
Родителей часто волнуют вопросы:
Способность ребенка к адаптации в детском саду, его умение приспособиться к изменению ситуации, смене привычной обстановки, изменению круга общения, индивидуальна и зависит от многих факторов.
Организм в процессе адаптации тратит очень много энергии на привыкание к новым жизненным условиям:
Новые условия жизни для малыша часто отражаются в изменении его поведения. В процессе привыкания у одних детей возникают проблемы с аппетитом и сном, происходит регресс приобретенных навыков или снижение интереса к познанию мира. Другие отказываются идти в сад и льют слезы. А третьи дети спокойно отправляются в детский сад и на время забывают про маму.
Бывает, что мамы и папы, столкнувшись с изменениями в поведении малыша, приходят к выводу — «детский сад не для нас». Им кажется, что другие дети в группе не испытывали подобных сложностей и негативных проявлений. Это не так. Попав в непривычную обстановку, каждый малыш испытывает стресс.
В зависимости от чувствительности ребенка, количества изменений в его поведении и их продолжительности, адаптацию к детскому саду можно классифицировать на легкую, среднюю и тяжелую.
Легкая адаптация к детскому саду.
В этом случае малыш привыкает к детскому саду за пару недель. Изменения в его поведении проходят быстро и безболезненно, наступает полное привыкание к новым условиям.
Средняя адаптация к детскому саду.
Длится до полутора месяцев. В это время ребенок может часто болеть, в основном ОРВИ, которые проходят без последствий. Настроение часто меняется, особенно наедине с близкими людьми: малыш плачет при расставании и кричит при встрече. У ребенка также может замедлиться речевая активность.
Особенности средней адаптации ребенка к детскому саду:
Тяжелая адаптация к детскому саду:
Проявляется в агрессии или наоборот замкнутости ребенка. Может длиться 2 месяца и дольше.
Особенности и характеристики тяжелой адаптации:
Понять, что ребенок адаптировался в детском саду можно по следующим признакам:
Психологи выделяют несколько основных факторов, влияющих на успешность прохождения ребенком адаптации в детском саду:
Возраст.
У малышей до двух лет адаптация происходит сложнее. Дети этого возраста не способны взаимодействовать и контактировать с ровесниками. Постепенно взрослея и приобретая опыт взаимодействия в группе и в разных ситуациях, ребенок проще проходит период привыкания.
Состояние здоровья.
Хорошо развитый и редко болеющий ребенок легче справляется с адаптацией.
Дети, которые часто болеют, имеют хронические заболевания, или дети, которым требуется медицинское наблюдение, сложнее справляются с адаптацией в детском саду. Кроме того, в связи с особенностями физического здоровья, у таких детей бывает более сильная связь с мамой. Также стоит учитывать, что стресс от незнакомой обстановки для таких детей может спровоцировать ухудшение состояния иммунитета, повышение чувствительности к вирусам.
Уровень психологического развития.
Отклонение от общепринятых норм в развитии: задержка в психическом развитии или, наоборот, опережение (одаренность и талантливость) могут привести к дезадаптации ребенка в детском саду. Для детей с задержкой в развитии существуют специальные программы, корректирующие поведение и способствующие заполнению пробелов в знаниях и умениях малыша.
Уровень социализации.
Если круг общения малыша до момента отправления в детский сад не был ограничен родными и близкими, ему будет гораздо проще привыкнуть к коллективу в садике.
Пол.
Мальчикам адаптация дается сложнее, так как они более привязаны к родителям.
Условия жизни и семейный уклад.
Если в семье не соблюдается режим сна, пренебрежительно относятся к развитию навыков самообслуживания, или чрезмерно опекают ребенка это может повлиять на его привыкание и комфортное пребывание в детском саду.
В случае возникновения сложностей с адаптацией, выявлении дезадаптации следует обратиться к детскому психологу.
Работа начинается с выявления причин почему возникают сложности в адаптации или ребенок отказывается посещать детский сад. Причины плохой адаптации могут быть следующими:
Кроме того, адаптации ребенка в дошкольном учреждении могут мешать другие, более глубинные, факторы, часто незаметные для самих членов семьи.
Их может быть несколько:
Болезненный процесс адаптации можно облегчить как для детей, так и для родителей. Ускорить привыкание и облегчить период приспособления, в том числе предупредить развитие патологических процессов.
При подготовке к поступлению в детский сад немаловажно учитывать и тип темперамента, а также особенности характера ребенка. Так, для малыша-меланхолика проблемой может стать налаживание контактов с другими детьми и воспитателем, а для ребенка-холерика — чрезмерное эмоциональное переутомление из-за разлуки с родителями.
Не стоит пренебрегать поддержкой детского психолога, если процесс адаптации в саду проходит тяжело. Грамотная, а главное, своевременная психологическая помощь — это возможность сделать адаптацию малыша в детском саду более быстрой и менее затратной в эмоциональном плане. Стоит учитывать, что при решении этого вопроса, специалист работает не только (и не столько) с ребенком, сколько с его мамой и папой.
В ходе работы с психологом родители учатся понимать особенности своего ребенка и, как следствие, правильно выстраивать с ним общение при подготовке к посещению детского сада.
Современные и традиционные методики (тренинги, групповые и индивидуальные, игротерапия, сказкотерапия и т. д.) в комплексе позволяют достигать прекрасных результатов. Оптимально, если на консультации к психологу приходит вся семья: мама, папа и ребенок. А по возможности — и другие близкие родственники: бабушки и дедушки, старшие братья и сестры.
Правильная тактика в общении с ребенком, доброжелательная атмосфера в семье — важнейшие условия для легкой и быстрой адаптации малыша к детскому саду.
Детский и подростковый психолог
Генеральный директор Психологического центра «Квартет». Кандидат психологических наук, доцент МГМУ им. И.М. Сеченова.
Психолог-консультант, психоаналитик
Заместитель Генерального директора Психологического центра «Квартет». Стаж работы 35 лет.
Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.