В связи с текущей обстановкой Психологический центр «Квартет» работает в режиме, который предполагает возможность индивидуально пойти навстречу клиенту в вопросе стоимости оплаты сессий. Всем нам важно сейчас поддерживать друг друга!

Ваш «Квартет».

Адаптация ребенка в детском саду

В жизни практически каждого родителя приходит время отправить ребенка в детский сад. Это может быть вынужденный шаг ввиду необходимости для мамы выйти на работу или добровольное логичное решение, которое способствует гармоничному развитию малыша, его социализации и приобретению навыков коммуникации.

Родителей часто волнуют вопросы:

  • Что делать, если ребенок категорически отказывается посещать детский сад?
  • Как реагировать на капризы и слезы по утрам?
  • Почему сыну или дочери не нравится в детском саду?
  • Что можно сделать для того, чтобы малыш посещал садик с удовольствием?

Способность ребенка к адаптации в детском саду, его умение приспособиться к изменению ситуации, смене привычной обстановки, изменению круга общения, индивидуальна и зависит от многих факторов.

Организм в процессе адаптации тратит очень много энергии на привыкание к новым жизненным условиям:

  • сокращается время, которое малыш привык проводить с мамой и папой;
  • ребенок попадает в незнакомое место с незнакомыми взрослыми;
  • необычные условия питания и сна;
  • необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
  • вынужденное соседство и общение с другими детьми;
  • ограниченное внимание к нему со стороны воспитателя.

Новые условия жизни для малыша часто отражаются в изменении его поведения. В процессе привыкания у одних детей возникают проблемы с аппетитом и сном, происходит регресс приобретенных навыков или снижение интереса к познанию мира. Другие отказываются идти в сад и льют слезы. А третьи дети спокойно отправляются в детский сад и на время забывают про маму.

Бывает, что мамы и папы, столкнувшись с изменениями в поведении малыша, приходят к выводу — «детский сад не для нас». Им кажется, что другие дети в группе не испытывали подобных сложностей и негативных проявлений. Это не так. Попав в непривычную обстановку, каждый малыш испытывает стресс.

Степени адаптации ребенка к детскому саду

В зависимости от чувствительности ребенка, количества изменений в его поведении и их продолжительности, адаптацию к детскому саду можно классифицировать на легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая адаптация к детскому саду.

В этом случае малыш привыкает к детскому саду за пару недель. Изменения в его поведении проходят быстро и безболезненно, наступает полное привыкание к новым условиям.

Средняя адаптация к детскому саду.

Длится до полутора месяцев. В это время ребенок может часто болеть, в основном ОРВИ, которые проходят без последствий. Настроение часто меняется, особенно наедине с близкими людьми: малыш плачет при расставании и кричит при встрече. У ребенка также может замедлиться речевая активность.

Особенности средней адаптации ребенка к детскому саду:

  • плачет, когда утром заходит в группу, при расставании с родителем;
  • отвлекается на игру, через время забывает про разлуку;
  • общается с другими детьми;
  • принимает авторитет воспитателя, нормы и правила поведения.

Тяжелая адаптация к детскому саду:

Проявляется в агрессии или наоборот замкнутости ребенка. Может длиться 2 месяца и дольше.

Особенности и характеристики тяжелой адаптации:

  • болезни, в том числе с осложнениями;
  • слезы и истерики при расставании с родителями, неспособность успокоиться длительное время;
  • отказ заходить в группу к детям;
  • потеря аппетита, отказ от еды;
  • агрессия в отношении других детей.

Понять, что ребенок адаптировался в детском саду можно по следующим признакам:

  • он больше не плачет, когда утром заходит в группу;
  • спокойно реагирует на воспитателя;
  • делится с родителями позитивными событиями и новостями, которые произошли в детском саду;
  • проявляет инициативу в общении с другими детьми.

Что влияет на адаптацию ребенка к детскому саду

Психологи выделяют несколько основных факторов, влияющих на успешность прохождения ребенком адаптации в детском саду:

Возраст.

У малышей до двух лет адаптация происходит сложнее. Дети этого возраста не способны взаимодействовать и контактировать с ровесниками. Постепенно взрослея и приобретая опыт взаимодействия в группе и в разных ситуациях, ребенок проще проходит период привыкания.

Состояние здоровья.

Хорошо развитый и редко болеющий ребенок легче справляется с адаптацией.

Дети, которые часто болеют, имеют хронические заболевания, или дети, которым требуется медицинское наблюдение, сложнее справляются с адаптацией в детском саду. Кроме того, в связи с особенностями физического здоровья, у таких детей бывает более сильная связь с мамой. Также стоит учитывать, что стресс от незнакомой обстановки для таких детей может спровоцировать ухудшение состояния иммунитета, повышение чувствительности к вирусам.

Уровень психологического развития.

Отклонение от общепринятых норм в развитии: задержка в психическом развитии или, наоборот, опережение (одаренность и талантливость) могут привести к дезадаптации ребенка в детском саду. Для детей с задержкой в развитии существуют специальные программы, корректирующие поведение и способствующие заполнению пробелов в знаниях и умениях малыша.

Уровень социализации.

Если круг общения малыша до момента отправления в детский сад не был ограничен родными и близкими, ему будет гораздо проще привыкнуть к коллективу в садике.

Пол.

Мальчикам адаптация дается сложнее, так как они более привязаны к родителям.

 Условия жизни и семейный уклад.

Если в семье не соблюдается режим сна, пренебрежительно относятся к развитию навыков самообслуживания, или чрезмерно опекают ребенка это может повлиять на его привыкание и комфортное пребывание в детском саду.

Что делать, если ребенок не хочет в детский сад

В случае возникновения сложностей с адаптацией, выявлении дезадаптации следует обратиться к детскому психологу.

Работа начинается с выявления причин почему возникают сложности в адаптации или ребенок отказывается посещать детский сад. Причины плохой адаптации могут быть следующими:

  • изменение режима дня;
  • встреча с незнакомыми детьми;
  • боязнь новых взрослых (воспитателей);
  • наличие особенных привычек;
  • отсутствие необходимых навыков самообслуживания;
  • смена обстановки, непривычные условия питания, сна;
  • стресс от расставания с родителями, боязнь ребенка, что мама забудет о нем и т.д.

Кроме того, адаптации ребенка в дошкольном учреждении могут мешать другие, более глубинные, факторы, часто незаметные для самих членов семьи.

Их может быть несколько:

  • напряженная обстановка в доме;
  • чрезмерная зависимость от мамы;
  • неправильное поведение родителей (нередко, уговаривая сына или дочь посещать детский сад, мама и папа прибегают к упрекам и даже угрожают): «Будешь плохо себя вести — останешься в детском саду», «Будешь плакать — не заберем тебя вечером»;
  • неумение ребенка общаться со сверстниками и т. д.

Болезненный процесс адаптации можно облегчить как для детей, так и для родителей. Ускорить привыкание и облегчить период приспособления, в том числе предупредить развитие патологических процессов.

При подготовке к поступлению в детский сад немаловажно учитывать и тип темперамента, а также особенности характера ребенка. Так, для малыша-меланхолика проблемой может стать налаживание контактов с другими детьми и воспитателем, а для ребенка-холерика — чрезмерное эмоциональное переутомление из-за разлуки с родителями.

Не стоит пренебрегать поддержкой детского психолога, если процесс адаптации в саду проходит тяжело. Грамотная, а главное, своевременная психологическая помощь — это возможность сделать адаптацию малыша в детском саду более быстрой и менее затратной в эмоциональном плане. Стоит учитывать, что при решении этого вопроса, специалист работает не только (и не столько) с ребенком, сколько с его мамой и папой.

В ходе работы с психологом родители учатся понимать особенности своего ребенка и, как следствие, правильно выстраивать с ним общение при подготовке к посещению детского сада.

Современные и традиционные методики (тренинги, групповые и индивидуальные, игротерапия, сказкотерапия и т. д.) в комплексе позволяют достигать прекрасных результатов. Оптимально, если на консультации к психологу приходит вся семья: мама, папа и ребенок. А по возможности — и другие близкие родственники: бабушки и дедушки, старшие братья и сестры.

Правильная тактика в общении с ребенком, доброжелательная атмосфера в семье — важнейшие условия для легкой и быстрой адаптации малыша к детскому саду.

03.10.2021

    Получить консультацию специалиста

    Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных.

    

    Наш психологический центр является базой педагогической и производственной практики студентов факультетов психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МГППУ и Первого мед.университета им. Сеченова.

    image description МГУ им. Ломоносова
    image description Московский городской психолого-педагогический университет
    image description Первый мед. Университет им. Сеченова
    ×
    Задать вопрос

      Если Вы оставите почту или телефон, мы сможем ответить Вам быстрее.

      Нажимая на кнопку "Задать вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных.

      ×
      Записатся на консультацию

        Если Вы оставите почту или телефон, мы сможем связаться с Вами быстрее.

        Нажимая на кнопку "Запросить консультацию", я даю согласие на обработку персональных данных.

        ×
        Запись на приём

          Нажимая на кнопку "Записаться на прием", я даю согласие на обработку персональных данных.

          ×
          Оставить отзыв

            back-to-top